Как выбрать правильный формат корпоративного обучения персонала

Как выбрать правильный формат корпоративного обучения персонала

  • 01 Марта 2019

В Беларуси существует огромное количество разнообразных форм корпоративного обучения: онлайн-курсы, тренинги, лекции, семинары и другие обучающие программы. В этом многообразии программ далеко не всегда понятно, что конкретно подойдет для вашей организации и ваших сотрудников. Именно по этим причинам следует очень тщательно подходить к выбору и формату корпоративного обучения, ведь от правильного выбора зависит львиная доля эффективности.

Так как же выбрать лучший для компании вариант корпоративного обучения и получить максимум пользы для персонала?

Изначально познакомимся со всем многообразием форматов корпоративного обучения на рынке Беларуси и разберем их достоинства и недостатки.

Следует выделить два основных формата обучения персонала:

  1. Обучение с бизнес-тренером, преподавателем или бизнес-консультантом.
  2. Online-обучение, или дистанционное обучение.

1. Обучение персонала с тренером, преподавателем или бизнес-консультантом. Этот формат является наиболее популярным и традиционным в бизнес-среде и может проводиться в формате лекции, семинара, тренинга, коучинга или деловых игр.

Лекция — изложение материала по различным темам в устной форме. Это пассивный процесс, который не подразумевает взаимодействия и контакта.

Плюсы лекции:

  • Лекции отлично подходят для большого коллектива.
  • Есть возможность четко структурировать информацию и распределить временные рамки лекции.

Минусы лекции:

  • Нет никакой активности в обучении, аудитория почти не вовлечена в процесс работы.
  • Нет обратной связи.
  • Отсутствует взаимодействие и контакт между слушателем и лектором.

Семинары — интерактивный диалог между преподавателем и участником по какой-либо теме и поиск путей решения проблемы.

Плюсы семинара:

  • семинар позволяет контролировать понимание слушателей и степень их вовлеченности в процесс обучения.
  • семинар помогает лучше закрепить и понять материал.

Минусы семинара:

  • семинары проводятся только небольшими группами, в отличие от лекций.
  • чтобы семинар принес пользу, бизнес-тренер обязан быть коммуникабельным и высококвалифицированным специалистом.

Тренинги — тренировка и отработка полученных навыков на практике, с целью совершенствования и развития приобретенных умений. Обычно перед практическим этапом дается теоретическая информация.

Плюсы тренинга:

  • тренинг позволяет обмениваться личным опытом и применять полученные знания на практике.
  • отработка реальных «кейсовых» ситуаций помогает закрепить полученные знания и вынести максимум результата из обучения;
  • развитие командной работы, так как любой тренинг подразумевает под собой коллективную работу.

Минусы тренинга:

  • не все сотрудники готовы к тесной командной работе.
  • тренинг несет в себе, по большей части, только эмоциональный эффект, который будет не долгосрочным и продлится несколько месяцев. По этой причине тренинги в компании должны проходить непрерывно, каждые 3–5 месяцев.

Коучинг — обучение, которое способно активировать потенциал участника для достижения определённой цели. Это процесс, который способствует совершенствованию профессиональных навыков и компетентностей. Коуч помогает раскрыть потенциал и найти новый способ мышления.

Плюсы коучинга

  • развитие мотивации у сотрудников.
  • бизнес-коуч помогает достигнуть поставленной цели и добиться результата.
  • здесь нет места спорам и разногласиям. Коучинг строится на принципе позитивного отношения к миру.

Минусы коучинга:

  • коучинг способен лишь хорошо мотивировать и нет никакой гарантии результата.

Деловые игры — метод обучения, который проводится по определенному сценарию. Это может быть моделирование ситуаций из рабочего процесса или отработка схожей «кейсовой» ситуации.

Плюсы деловых игр:

  • приобретение полезных навыков для работы.
  • отработка на практике нестандартных ситуаций, которые могут случиться на работе.
  • развитие профессиональных и коммуникативных навыков.

Минусы деловых игр:

  • бывает сложно соотнести полученные навыки с реальной жизнью.
  • отсутствует четкий алгоритм проведения мероприятия.

 

2. Online, или дистанционное обучение. Такая форма обучения с каждым годом набирает все большую популярность. Во время онлайн-обучения бизнес-тренер не имеет прямого контакта с сотрудниками, информация передается на расстоянии, при помощи интернета. К дистанционному обучению можно отнести: электронные курсы, вебинары, видео уроки и аудио гида.

Плюсы дистанционного обучения:

  • возможность обучаться удаленно и подбирать удобное время для этого;
  • можно вовлечь неограниченное количество людей в учебный процесс;
  • приобретенные знания можно тут же применить на практике.

Минусы дистанционного обучения:

  • отсутствие контакта с преподавателем. Нет индивидуального подхода к обучающимся.
  • привязанность к постоянному доступу в интернет.
  • недостаток практических знаний.
  • отсутствует контроль за выполнением работы.

3. Смешанный формат обучения персонала. Каждый из форматов имеет как достоинства, так и недостатки. Выбор зависит от желаемой темы, места, времени, задач и т.д. Однако, для того чтобы свести к минимуму все недостатки и максимально использовать возможности, лучше выбирать смешанный формат обучения персонала. Он состоит из сочетания традиционных форм с внедрением элементов дистанционного/онлайн обучения и включает в себя теоретическую часть, отработку навыков полученных на практике, выполнение заданий и их контроль, и обратную связь. Данный формат оказывает поддержку до, во время и после обучения. Смешанное обучение можно выстраивать из любых других форматов, здесь главное понимать достоинства и недостатки каждого из них и соотносить их с целями, которых должны достигнуть сотрудники.

Хотите подготовить сотрудников к 2020 году? Начните сейчас!

Получить консультацию