Современные инструменты обучения сотрудников

Современные инструменты обучения сотрудников
Современные инструменты обучения сотрудников
  • 03 Мая 2021

В 21 веке любая сфера развивается так стремительно, что специалистам необходимо постоянно учиться, чтобы оставаться эффективными и востребованными. Сотрудники крупных компаний должны успевать не только выполнять свои профессиональные обязанности, но и непрерывно совершенствоваться, заниматься саморазвитием и получать дополнительное образование. Без своевременного апгрейда знания быстро устаревают, что сказывается на востребованности специалиста и на результате командной работы.

В некоторых сферах, таких как информационные технологии, маркетинг, юриспруденция, медицина или образование, отставание особенно критично. Ведь специалист по продвижению в сети, использующий устаревшие методы, принесёт компании скорее ущерб, чем пользу. Преподаватель вуза, научивший студентов утратившим актуальность методам работы, выпустит несколько десятков молодых специалистов, которые не смогут найти достойную работу, если не потратят время на переобучение.  

Но как успевать одновременно работать и учиться, если ресурсы всегда ограничены? Современные инструменты обучения сотрудников помогут оставаться востребованным в профессии, не теряя стабильный источник дохода. Они подходят для специалистов разных возрастов: новичков и имеющих большой опыт работы по специальности. 

Life Long Learning, или как оставаться востребованным на рынке труда в 21 веке

Лекционный материал

Наиболее стандартный способ усвоить новую информацию – посещение лекций. Им пользуются с древних времён, но в наши дни процесс преподавания видоизменился. Теперь в нём задействованы современные технологии, и благодаря применению компьютеров можно добиться лучшего усвоения знаний.

На лекциях не обязательно физическое присутствие участников. В 2020-2021 году многие эксперты начали проводить занятия в формате онлайн-трансляций, что позволило увеличить охват аудитории. Сегодня лекцию можно организовать в любой точке на карте страны, и при должном технологическом оснащении на ней будут присутствовать сотрудники крупной компании из сотен городов.

Семинары

Семинар состоит из сокращенной теории и практического занятия. Удобно сначала предоставлять сотрудникам вводные данные, а затем наблюдать за их работой над заданием. Как и лекцию, семинар можно провести в онлайн-формате. Но он требует большего количества техники и использования специальных программ, без которых не получится собрать и проверить «домашнее задание». В рамках виртуального семинара также разрешено задавать вопросы и разбирать непонятные для сотрудников моменты. Всё это поможет им лучше работать на практике.

Наставничество

Чтобы обучать персонал без отрыва от работы, можно приставить к каждому специалисту наставника. Также эффективна работа в тройках: пара обучающихся и один более опытный учитель. Наставник не выполняет работу за своих подопечных, он просто наблюдает за ними и при возникновении любых сложностей подсказывает оптимальный план действий.

Один из новых трендов в образовании, пришедших в Россию совсем недавно, – digital-наставничество. Оно отличается от обычного лишь тем, что наставник не присутствует рядом с подопечными физически. Но к нему всегда можно обратиться, позвонив по видеосвязи или написав в мессенджере. Если специалист работает эффективно, со временем его ученики принимают решения самостоятельно и становятся более компетентными.

Тренинги

Как и семинары, тренинги ориентированы на выполнение практических заданий. Но они не только и не столько учат решать конкретные задачи, сколько вырабатывают определённые навыки. Сотрудники учатся быть вежливыми со «сложными» клиентами, быстро реагировать на нестандартные ситуации, мыслить творчески или действовать решительно.

Спектр этих умений по-настоящему широк, но в действительности большинство из них необходимо сотруднику для повышения личной эффективности. Даже используя знания, что уже были получены, он сможет улучшить свои показатели.  За последнюю пару лет тренинги также ушли в онлайн-пространство, и в них могут принимать участие как отдельные сотрудники, так и целые подразделения.

Видеокурсы

В Интернете можно найти как платные, так и бесплатные курсы, которые подходят для желающих профессионально развиваться. Контент действительно многообразен: с его помощью можно научиться вести бухгалтерский учёт, готовить пиццу по стандартам предприятия или работать с промышленным оборудованием. За узкоспециальные курсы, раскрывающие детали профессии, приходится платить. Но при желании можно обеспечить доступ к ним большому количеству сотрудников, которые будут изучать материал, тем самым повышая квалификацию.

Дистанционное обучение

Принципиально новый формат получения образования и профессиональной переподготовки сегодня могут предложить не только обычные университеты и техникумы. Некоторые учебные заведения существуют только в онлайн-пространстве и ориентированы на подготовку представителей самых востребованных профессий. Это дизайнеры, различные специалисты по рекламе и маркетингу, программисты, менеджеры и другие эксперты, которые могут не только учиться, но и работать удалённо.

Дистанционное обучение вполне можно совмещать с работой. Занимаясь всего по несколько часов в день, сотрудник будет отправлять выполненные задания преподавателю. Тот, как и в обычном вузе, проверит и прокомментирует работу. Результат обучения, длящегося от пары месяцев до нескольких лет, – диплом, подтверждающий прохождение курса. Дистанционные занятия отлично подходят для специалистов, которые хотят расширить или сменить профиль работы.

 

Тренды современного обучения сотрудников 

 

Большинство трендов современного образования после вуза – уже знакомые методики, адаптированные под новые условия. Но некоторые инструменты обучения сотрудников можно назвать принципиально новыми. Они тесно связаны с социальными сетями и Интернетом, разработаны с учётом результатов новейших исследований в области образования, психологии и социологии.

Геймификация учебного процесса

Перенос взаимодействия сотрудников и начальства в виртуальное пространство – весьма необычный способ научить чему-то новому. Однако компьютерные игры, в которых важную роль играет получение новых знаний, распространяются всё шире. Механика игрового взаимодействия может быть различной, но на практике взрослые принимают участие в подобного рода активностях не менее охотно, чем дети.

Информация, которую они усваивают, может быть вполне серьёзной и ориентированной на практическое применение. Но, работая с ней в специальном приложении, сотрудник сам не замечает, как воспринимать сложные сведения становится гораздо проще. Система уровней и других поощрений только подогревает интерес к учебному процессу.  

Ролевые игры

Этот вид игрового взаимодействия доступен обучающимся как в виртуальном пространстве, так и в условиях реального офиса. Суть ролевой игры с образовательным уклоном довольно проста. Каждый сотрудник после небольшой вводной лекции получает информацию о персонаже, роль которого играет. Он может стать как работником на должности выше, так и клиентом, который недоволен качеством обслуживания. Его задача – применить полученные знания и навыки при отыгрыше роли.

Эффективность этого метода обучения может показаться сомнительной. Однако сотрудники, отыгрывающие роль клиентов, невольно начинают лучше понимать их предпочтения и мотивацию. А те, кому приходится урегулировать конфликты или решать внезапно образовавшиеся рабочие задачи, в дальнейшем с большим успехом противостоят трудностям. Любые новые навыки можно отрабатывать таким способом, если прописывать роли и модели поведения заранее.

Shadowing

Это лаконичное английское слово на русский переводится как «пребывание в тени». Попав на новое место работы или должность, молодой специалист не сразу включается в рабочий процесс. Первое время он просто сопровождает коллегу, выполняющего схожие обязанности. Наблюдая за его действиями, он перенимает базовые навыки и получает знания, которые сможет применять на практике, набравшись опыта.

Этот метод подходит не только для профессий, в которых важность теоретической составляющей не так высока. Медики, реставраторы, повара и другие специалисты, выполняющие кропотливую работу руками, успешно совмещают такой формат обучения с традиционным. Shadowing в режиме онлайн – не менее частая практика, ведь современное оборудование способно транслировать картинку и звук через сотни километров, обеспечивая доступ к познавательному контенту неограниченному числу учеников.

Супервизия

Этот метод эффективен, если необходимо внедрить новые технологии и быстро обучить им сотрудника. Специалиста всюду сопровождает другой эксперт, который не даёт ему советов, но комментирует каждое действие. Получение обратной связи – один из способов быстро учиться на собственных ошибках и успешно находить альтернативы. Причём присутствие супервайзера рядом с сотрудником – не обязательное условие, он может работать и удалённо. Супервизия – не альтернатива комплексному обучению с целью повысить квалификацию. Но она может выступать дополнением к нему.

 

Все перечисленные инструменты обучения сотрудников можно применять по отдельности и в комплексе. Они актуальны для представителей различных профессий: от курьеров до менеджеров высшего звена.

Самообразование, контроль со стороны руководства и внутренняя мотивация – слагаемые успеха специалиста, который хочет быть востребованным и эффективным.

Центр корпоративного обучения персонала «РЕКТОР»

Хотите подготовить сотрудников к 2025 году? Начните сейчас!

Получить консультацию