Зарубежный опыт адаптации персонала, или учимся у лучших

Зарубежный опыт адаптации персонала, или учимся у лучших

  • 29 Мая 2019

Краткое содержание:

  1. Виды адаптации персонала в зарубежных компаниях
  2. Примеры адаптации персонала: мировой опыт

В Беларуси адаптация персонала, как массовое явление еще не слишком развита либо развита на начальном уровне. Конечно же, особое внимание процессу адаптации персонала в компании уделяется в большей степени в крупных международных компаниях, имеющих свои офисы в Минске, и наследующих корпоративные стандарты головного офиса. Также достаточно развит, процесс адаптации персонала в белорусских IT-компаниях.

 

Зарубежный опыт адаптации персонала, или учимся у лучших

Виды адаптации персонала в зарубежных компаниях

Какие же методы адаптации персонала, отличные от белорусского опыта, чаще всего применяются в зарубежных HR-отделах? Рассмотрим некоторые из них:

Secondment, или вторичное обучение — метод, основанный на обмене сотрудниками на определенное время. Например, новый работник переходит в другой департамент компании, чтобы приобрести новые знания, навыки работы, подробнее погрузиться в работу смежного отдела. В результате такого метода у работника повышается трудоспособность, творческий подход в решении нестандартных задач и т.д. Помимо этого у работника уменьшается время адаптации к изменению, например, коллектива.

Buddying (от английского друг, приятель) — социальный метод адаптации, который предполагает оказание взаимопомощи или взаимоподдержки членов коллектива, чтобы добиться общей поставленной перед ними цели или задачи.  Этот метод основан на предоставлении друг другу объективной и честной обратной связи и поддержки в выполнении целей и задач и в освоении новых навыков. Этот принцип отличается отсутствием какой-либо иерархичности и наличием постоянной двусторонней обратной связи. Такой метод позволяет улучшить отношения между персоналом, сплотить его. Помимо этого работники могут обмениваться полученным во время работы опытом и знаниями, что является одним из примеров самостоятельного обучения персонала компании без привлечения бизнес-тренеров.

E-learning предполагает смешанное или дистанционное обучение работников. Для его проведения используются компьютерные технологии, формат которых зависит от уровня и возможностей работника и самой компании. Если взять обычные курсы для работников, то они отнимают огромное количество времени на обучение, так как разбираются теоретические материалы, которые работнику могут быть уже не нужны. Предлагаемый метод более гибкий и индивидуальный, позволяет учитывать имеющиеся у работника теоретические знания, что снижает время на обучение.

Job Shadowing — такой метод напоминает наставничество, однако помимо обычного обучения работника он предполагает его полное сопровождение в течение всего трудового дня. Также такой метод предполагает обсуждение с более опытным сотрудником (наставником) любых вопросов, возникающих у нового работника. Метод предполагает, что новый сотрудник становится как бы тенью опытного сотрудника, везде следует за ним, наблюдает и таким образом обучается новой профессии и постепенно вливается в коллектив.

 

Зарубежный опыт адаптации персонала, или учимся у лучших

Примеры адаптации персонала: мировой опыт

В германии

В Германии схема адаптации персонала максимально приближена к белорусским реалиям. В стране существует специальный закон, в котором прописаны нормы правового режима предприятия. Этот нормативный документ требует от работодателя полного ознакомления нового специалиста с условиями труда и со спецификой его сферы деятельности, а также представление его будущим сотрудникам по работе. Для этих целей используют личностное общение и тренинги. Новичок проходит ознакомление с нормативными документами, процедурами, получает советы со стороны старших по должностной категории.

В Японии

Каждая японская фирма имеет собственную корпоративную философию, упор в которой делается на такие понятия, как искренность, гармония, сотрудничество, вклад в улучшение жизни общества.

Программа адаптации новых сотрудников в Японии может достигать двух лет. Она включает в себя: профессиональную подготовку, изучение истории, принципов и целей организации. Для укрепления командного духа новых сотрудников в период адаптации могут поселить в общежитие фирмы.

Значительную роль в адаптации персонала играет наставничество. По мнению японцев это один из самых эффективных методов адаптации персонала.

Руководители компании стремятся привлечь молодых специалистов со школьной скамьи. Они считают, что отсутствие навыков в работе говорит об их неиспорченности и готовности воспринимать правила поведения, которые были приняты в этой организации. После окончания университета за каждым молодым специалистам закрепляется наставник, который, как правило, является выпускником того же университета. Он знакомится с его семьёй, бывает у него дома, помогает адаптироваться на новом месте и разрешает возможные конфликты. Такое наставничество проводится до 35 лет.

Во время адаптации в Японии новые сотрудники на протяжении трёх месяцев проходят подготовку по разработанной фирмой программе. Эта программа построена таким образом, чтобы развить мощный корпоративный дух уже на этапе обучения.

В США

Хорошим примером адаптации служит компания Apple, в которой персонал играет ключевую роль.

Первый рабочий день в компании Apple начинается с ознакомительной программы. Каждый новый сотрудник получает пакет, в котором находятся: стикеры «Welcome to Apple», документ из HR-отдела и футболка с надписью года начала работы в компании и новый iMac, который должен быть установлен самостоятельно, без технической поддержки. (В компании считают: если сотрудник достаточно умен для того, чтобы работать в Apple, он достаточно умен, чтобы подключить свой компьютер к серверам. Также работодатели рассчитывают на то, что в страхе не справиться с этой задачей, новый сотрудник начнет быстрей общаться и знакомиться  с коллективом).

Еще в Apple акцент делается на то, как сотрудник будет приспосабливаться к условиям работы в компании самостоятельно и как будет проявлять себя в тех или иных ситуациях. Компания Apple берет в свою команду только сильных и целеустремленных людей, поэтому то, насколько сам сотрудник готов приложить усилия для своей адаптации в компании является важным моментом.

Хотите подготовить сотрудников к 2020 году? Начните сейчас!

Получить консультацию